Гомеопатическая коррекция психо-сексуальных  нарушений у детей раннего возраста. Трансвестизм у мальчика 6 лет. 

В статье рассматриваются общие вопросы расстройств половой идентификации, диагностические критерии РПИ. Рассмотрен клинический случай гомеопатического лечения РПИ у мальчика.

Ключевые слова: расстройства половой идентификации, трансвестизм, трансвестизм двойной роли, гомеопатическое лечение РПИ у детей.

 

   За последние десятилетия увеличилось  число людей, причисляющих себя к лицам другого пола, которые либо желают изменить свой пол, либо  хотят вести себя, иметь все другие атрибуты противоположного пола. Все эти изменения в психике человека можно выразить  единым термином – расстройства половой идентификации (РПИ).

 

 В МКБ-10 не содержится общей характеристики группы РПИ. Отнесение таких расстройств в МКБ-10 в рубрику F64 объясняется наличием множества общих признаков с другими расстройствами личности и поведения, расположенными в данном разделе, которые представляют собой состояния прежде всего дизонтогенитические (3). 

 

  В МКБ-10 данная группа расстройств  представлена следующим образом:                          

F64.0 — Транссексуализм.

F64.1 — Трансвестизм двойной роли.

F64.2 — Расстройство половой идентификации в детском возрасте.

F64.8 — Другое расстройство половой идентификации.

F64.9 — Расстройство половой идентификации неуточненное.

F66    -   Психологические и поведенческие расстройства, связанные с половым развитием и ориентацией.

 

Трансвести́зм — общее название ряда психологических феноменов или поведенческих особенностей, характерным признаком которых является надевание или ношение одежды, характерной (в рамках рассматриваемой культуры или традиции) для противоположного пола (использование женской одежды мужчиной или мужской одежды — женщиной). 

Трансвестизм двойной роли — периодическое ношение одежды противоположного пола для того, чтобы насладиться временным участием в жизни противоположного пола, но без какого- либо желания изменить свой пол, в том числе и хирургическим путем, и без полового возбуждения, сопровождающего переодевание.

Расстройство половой идентификации в детском возрасте-

Расстройство, первоначально обычно проявляющееся в раннем детстве (и всегда задолго до пубертатного периода) и характеризующееся устойчивым и сильным страданием по поводу своего пола одновременно с сильным желанием быть лицом другого пола или настойчивым требованием признать его таковым. Имеются постоянная озабоченность одеждой и занятиями лиц другого пола и отказ от особенностей своего пола. Этот диагноз должен ставиться лишь при глубоком нарушении половой идентификации, наличие черт сорванца у девочки или девичьих черт у мальчика недостаточно для его постановки. 

 

Транссексуа́льность или транссексуали́зм— желание жить и восприниматься окружающими как лицо противоположного пола, обычно сопровождаемое ощущением дискомфорта от своего анатомического пола или чувством неуместности своей половой принадлежности. Желание подвергнуться хирургическому вмешательству или получить гормональное лечение с тем, чтобы достичь, насколько это возможно, соответствия предпочитаемому полу.

  В современном обществе  проблема расстройств половой идентификации все более остро встает и перед узкими специалистами, и перед врачами первого звена (педиатрами, психиатрами, психологами), так как количество пациентов с данными проблемами увеличивается из года в год.  К сожалению даже ранняя диагностика  таких проблем у детей не поддается лечению. На это есть много причин, и в первую очередь то, что большей частью это проблемы дизонтогенетические,  и не несут психо-социальных истоков. Нельзя исключать причиной  этих расстройств практически бесконтрольное и отчасти необоснованное назначение гормональных препаратов (прогестеронов и глюкокортикостероидов) беременным женщинам, так как формирование пола, а соответственно и полоролевого поведения, происходит внутриутробно. 

 

                       Клинический случай

                      На приеме мальчик , 6 лет. 

   Первая консультация 24 ноября 2015 года. 

  •     Жалобы мамы на то, что в детском саду нет контакта с детьми, с мальчиками не дружит, его обзывают девчонкой. 
  •     Он тянется к девочкам, просит маму подарить ему куклу. 
  •     Говорит, что хотел бы родиться девочкой, так как у девочек много нарядов.
  •      Дома играет в игры, которые характерны для девочек.
  •      Манерничает, ходит дома на носочках.
  •      На вопросы родных, зачем он так делает, отвечает, что он представляет себе, что ходит  на каблуках. 
  •     Одевает себе на голову колготки и изображает девочку. 
  •     Очень любит танцевать, в танце манерен, делает вычурные движения. Очень пластичен.
  •     Передразнивает маму, пытается ей подражать в движениях и жестах.
  •      Плаксив, на любое замечание  сразу плачет. Когда плачет, просит маму  поцеловать его, говорит, что его не любят, пытается манипулировать при помощи слез родными. 
  •     Демонстративно плачет на публику, при этом пытается пользоваться этим.
  •     Любит выступать на публике, любит быть в центре внимания.
  •      Легко краснеет шея и грудь при эмоциональном возбуждении .
  •      Ревность к младшему брату 
  •      Когда на него не обращают внимание, то начинает крушить все вокруг, начинает шантажировать этим маму и бабушку.

      Ребенок воспитывается в полной семье, есть младший брат. Беременность  у мамы протекала  с угрозой, на фоне приема дюфастона и дексаметазона. 

      Роды без особенностей. Ребенок не привит. Болел  ОРЗ, ангина, ротовирусная  инфекция. 

      В семейном анамнезе без особенностей.

При осмотре – ребенок сложен гармонично, психо-речевое развитие по возрасту, без особенностей.

В беседе с ребенком отмечается манерность в жестах и мимике, не характерные для мальчиков.  Самостоятельно говорит, что он не девочка, а мальчик, но одеваться и вести себя хочет как девочка. 

    Учитывая особенности психо-эмоционального состояния ребенка (манерность, желание привлекать внимание, театральность, некоторая вычурность и гипертрофированность эмоций, попытки эмоционального шантажа) был назначен препарат гомеопатический.

 

Вторая консультация 1 мая 2016 года (спустя 5 месяцев).

  Гомеопатическое лечение не принимали.

  Родители лечили ребенка  у психолога – без эффекта, решили возобновить гомеопатическое лечение.

  •   Жалобы усугубились за это время, плаксивость такая же. 
  •   Появились истерики – плач сопровождается насильственным смехом.
  •   На любое замечание - плачет навзрыд.
  •   Очень легко краснеет при волнении, шея и грудь покрываются пятнами красными.
  •   Ранимость. Обидчивость. 
  •   Сильная ревность не только к брату, но и к девочкам в классе - говорит, что они красивее его.
  •   Просит разрешить ему отрастить волосы и ногти, чтобы быть как девочка, на отказ родителей аргументирует тем, что соседский мальчик ходит с длинными волосами, но маме говорит, что хочет заплетать косы и купить красивые заколки. 
  •   Стал жадным  и очень завистливым.
  •   Смотрит девчоночьи мультфильмы и фильмы.
  •   Манерен, гримасничает.
  •   Сам ходит в нижнем белье по дому, но любит стянуть трусы с брата и папы. Несмотря на то, что неоднократно за это был наказан, продолжает это делать.
  •   Тайно одевает мамину одежду, о чем говорит маме. Просит не говорить об этом отцу.
  •   Появился страх собак, насекомых и темноты.
  •   Говорит, что снятся сны, что он умирает во сне, из-за этого боится ложиться спать.
  •   Скрипит зубами во сне. 

  Отмечается прогрессирование  состояния – проблемы  поло-ролевого поведения усугубились,  контролировать себя ребенок уже в части ситуаций не может. Психолого-педагогическая коррекция без эффекта.  Было сделано назначение гомеопатического препарата.

 

 

Прием 14 июня 2017 года (спустя 13 месяцев).

 

   Препарат не принимали (после прочтения в интернете описания препарата).

   Родители пытались повторно корректировать нарушения поведения при помощи психологов.

  •    Появилось много страхов: болезней, смерти, собак. Постоянно думает о болячках, он зациклен на том, что у него что-то болит.
  •    Плаксивость сохраняется. 
  •    Манерный на публику.
  •    «Кривляет попой в присутствии уже посторонних людей».
  •    Хвастовство.
  •    Гримасничает.
  •    Очень любит роскошь - нужно, чтобы все было дорогое и красивое.
  •    Мечтает, чтобы на него все смотрели и аплодировали.
  •    С отцом в конфликтных отношениях.
  •    Снятся кошмары, связанные с мамой, что она умирает или болеет.
  •    Ревность к младшему брату, считает, что его недолюбливают.
  •    Считает свой голос, свое лицо  некрасивым и хочет их поменять. 
  •    Все увлечения (игры, фильмы, книги) характерные для девочек.
  •    Хочет стать девочкой, заявил об этом всем родным.
  •    Онанирует очень часто.
  •    Очень плохо учится.
  •    Маме говорит, что думает много о «глупостях», о половых органах своего родного дяди, эти мысли появились после совместного посещения с отцом и дядей бани.

 

    Как следует отметить, что за 18 месяцев наблюдения ребенка состояние его значительно ухудшилось, и если на первом приеме мы видим элементы, которые можно отнести к шалости, то уже спустя 18 месяцев картина заболевания предстает перед нами в виде четко очерченной картины Расстройств Половой Идентификации.

 

 У детей РПИ по DSM-V ставится на основании заметного несоответствия между ощущаемым/ выражаемым   и биологическим полом на протяжении не менее 6 месяцев, выражающееся не менее чем 6 признаками из нижеследующих: 

  1. Сильное желание принадлежать к другому полу или настойчивые утверждения, что он или она принадлежат к другому полу.
  2. У мальчиков выраженное предпочтение переодевания или имитации одежды другого пола, у девочек выраженное предпочтение ношения только мужской одежды и сильное сопротивление ношению типичной женской одежды.
  3. Выраженное предпочтение игрушек, игр  или поведения  типичного для другого пола.
  4. Выраженное предпочтение роли другого пола в фантазиях или играх.
  5. Выраженное предпочтение в качестве партнеров в играх представителей другого пола.
  6. У мальчиков выраженное неприятие типично мальчишеских игрушек, игр, поведения и выраженное избегание драк и подвижных игр; у девочек выраженное неприятие типично девчачьих игрушек, игр и поведения.
  7. Выраженное неприятие собственных половых органов.
  8. Выраженное желание обладания первичными и/или вторичными сексуальными признаками, соответствующими ощущаемому полу.

  Назначение гомеопатического препарата.

 

Прием 6 октября 2017 г. (спустя 3 мес.).

  •   Манерность сохраняется, но на 50% меньше.
  •   Разговоров о желании стать девочкой на 80% меньше.
  •   Говорит, что больше внешне нравятся мальчики.
  •   Дружба с девочками продолжается.
  •   Плаксивость намного меньше, периодически вообще нет.
  •   Желания поменять лицо и голос не отмечалось.
  •   Но очень следит за своим внешним видом: попросил купить духи, причесывается, следит за внешним видом.
  •   Тщательно выбирает одежду себе.
  •   Гримасничает только при эмоциональном возбуждении.
  •   Пародирует маму часто. 
  •   Онанизм очень редко замечают.
  •   Учится плохо.

 

   Состояние  ребенка улучшилось. Назначение  препарата.

 

Прием 7 декабря 2017 г. (спустя 2 мес).

  •   Плаксивость и ранимость не отмечают.
  •   Вернулось желание стать девочкой, маме сказал, что опять стал думать об этом.
  •   С учебой стало лучше.
  •   Стал усидчивее и легче усваивает материал.
  •   Стал периодически раздражаться на маму.

  Назначение  гомеопатического препарата.

 

Прием 2 февраля 2018 г. (спустя 2 мес).

  •    Появилось много страхов - заболеть, врачей, спит со светом.
  •    Вернулась манерность на 30%.
  •    Дома ходит на цыпочках - признался, что как будто на каблуках.
  •    Тянется к играм и фильмам для девочек.
  •    Очень нравится косметика, красивая одежда, каблуки. 
  •    Больше общается с девочками.
  •    «Вы меня не понимаете!»- часто говорит так в ссоре с родителями.
  •    Вернулась плаксивость.
  •    Желание, чтобы все внимание было направлено к нему.
  •    Разговаривает деловито с взрослыми, он может сделать замечание взрослому человеку.
  •    Перестал кушать фрукты.

   У пациента в процессе гомеопатического лечения отмечается возврат  симптомов, которые отмечались на первом приеме.             

 

   Назначение  гомеопатического препарата. 

 

Прием 10 мая 2018 г. (спустя 3 мес.).

  •    Стал спокойнее, увереннее.
  •    Успеваемость хорошая.
  •    Очень внушаем. 
  •    Манерность намного реже.
  •    Практически не говорит о  желании стать  девочкой, появились мужские интересы – стал интересоваться мужскими видами спорта.
  •    Подрался 3 раза с мальчишками, чего раньше никогда не было.
  •    Поведение стало более взрослым. 
  •    Обгрызает все карандаши и ручки.
  •    Фрукты не ест.

   В процессе лечения отмечается регресс симптомов РПИ, улучшилась успеваемость.

   

   Назначение гомеопатического препарата.

 

Прием 9 августа 2018г. (спустя 3 мес.).

  •   Остаются жалобы на страх болезней и темноты.
  •   Нарушений полового поведения не отмечалось.
  •   Больше стал общаться с мальчиками.
  •   Игры и интересы стали по половой принадлежности.

 

  Назначение – ЖДАТЬ.

 

Прием  20 декабря 2018 г.

  •    Жалоб на поведенческие нарушения нет.
  •    Учится хорошо, программу усваивает.
  •    Часто ссорится с братом.
  •    Налажен контакт с отцом.

        

   Назначение – ЖДАТЬ.

 

  В процессе гомеопатического лечения данного пациента  отмечается полный регресс симптомов РПИ, улучшение эмоционального состояния ребенка, нормализация его социальной  жизни. Учитывая, что РПИ – это проблема дизонтогенетического развития, то психолого – педагогическое коррекция, как единственный метод лечения расстройств такого плана, неэффективна в данном случае, и имеет только второстепенную роль. Гомеопатическое лечение гармонизирует гормональное равновесие в организме, а соответственно нормализуется и работа высшей нервной деятельности человека. 

 

                               Выводы:

Важность раннего выявления и лечения  расстройств половой идентификации.

Нарушение половой идентификации не ограничиваются только психологическими проблемами.

Неэффективность  использования только психолого-педагогических методов в коррекции нарушений полового поведения.

Возможности метода классической гомеопатии  в лечении  расстройств половой идентификации. 

 

                                      Литература:

Бухановский А.О.. Транссексуализм: клиника, систоматика, дифференциальная диагностика, психосоциальная реадаптация и реабилитация. Автореферат. Ростов - на-Дону. 1994г.

Жмуров В.А.. Психиатрия. Энциклопедия. Litres. 2017г.

Матевосян С.Н., Введенский Г.Е.. Половая дисфория. Медицинское  информационное агенство. Москва. 2012 г.

Психиатрия детского и подросткового возраста. Под редакцией К.Гиллберта и Л.Хеллгрена. «ГЭОТАР-МЕД», Москва,2004г.

Джон Генри Кларк. Словарь практической Materia  Medica.  Издательство «Гомеопатическая медицина», Москва, 2007г.

Константин Геринг. Ведущие симптомы нашей Materia Medica: В 10 томах. СПб.: «Гомеопатия и фитотерапия»,1999г..

Кент Дж.Т. Лекции по гомеопатической Materia Medica. В 2-х томах- М.: Гомеопатическая медицина, 2006г..